Чем занимается дефектолог

Дети

Коррекцию нарушений произношения проводит логопед-дефектолог, который не занимается устранением причины дефектов. Помощь этого специалиста необходима, если у ребенка:

— дислалия — нарушение звукопроизношения, наблюдаемое у детей, имеющих нормальную иннервацию артикуляционного аппарата и нормальный слух. В данном случае ребенок не выговаривает звук или звуки одной группы — это простая дислалия, или же несколько звуков, относящихся к разным группам — это сложная дислалия. Такое нарушение может иметь физиологическое, органическое и функциональное происхождение;

— дизартрия — нарушение произношения звуков, провоцируемое ограничением подвижности речевого аппарата, возникшего из-за поражения нервной системы. Взрослые при таком поражении не страдают распадом речевой системы, а у детей вполне возможно появление общего речевого недоразвития;

— заикание — нарушение речевой ритмики, проявляемое частым повторением или растягиванием звуков, слогов, слов, то есть единиц речи; оно может также проявляться частотой остановок в речевом процессе и нерешительностью. При невротической и неврозоподобной формах может произойти нарушение моторики в целом. При стрессе могут проявиться и даже усилиться речевые судороги;

— расстройства речи, спровоцированные нарушением слуха. Если есть проблемы со слухом, то может произойти недоразвитие всех речевых аспектов — звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, поскольку нет полноценного слухового восприятия речи окружающих;

— алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, имеющих первично сохранный интеллект и не страдающих нарушениями слуха. Это явление связано с повреждением больших мозговых полушарий, отвечающих за речевую деятельность. Причина таких повреждений может заключаться в инфекционных заболеваниях, в травмах обычных или родовых;

— афазия — частичное нарушение или отсутствие уже сформированной речи, причиной которого могут стать опухоли, кровоизлияния и другие органические поражения коры головного мозга, касающиеся речевых отделов. На вид речевых нарушений — сенсорных, динамических, амнестических и других влияет область имеющегося поражения;

— неправильный прикус — стоматологическое заболевание, оказывающее влияние на правильное произношение некоторых звуков, например, — шипящих, «Р», «Л» и других. Коррекцию прикуса и произношения обычно детский логопед проводит с успешным использованием логопедических упражнений и специальных пластинок;

— ринолалия — нарушение произношения звуков, проявляющееся в изменении тембра голоса — гнусавости, и развивающееся при наличии различных носоглоточных дефектов. Подобное нарушение может быть открытым, закрытым или смешанным;

— ЗРР — задержка речевого развития выражается в более медленном освоении норм языка, негативно влияя на процессы психического развития. Данное нарушение может быть связано с тугоухостью, гиперопекой или педагогической запущенностью, то есть с социальными факторами или с минимальной дисфункцией мозга;

— ЗПРР — задержка психоречевого развития — это комплексное нарушение мыслительного и речевого процесса, памяти, поведенческих навыков, эмоциональных и двигательных функций. Такое нарушение допускает освоение любых новых навыков с большим трудом, а протекание мыслительного процесса при нем весьма замедленное.

Как известно многим родителям, такой специалист, как дефектолог (Ростов-на-Дону), постоянно оказывает результативную помощь детям:

а) имеющим глухоту, то есть отсутствие возможности полноценного речевого восприятия. Из-за глухоты от врожденного или приобретенного в раннем возрасте нарушения слуха двустороннего характера впоследствии образуются в психическом развитии отклонения;

б) слабослышащим — имеющим тугоухость или стойкое двустороннее снижение слуха, вызывающее трудности речевого восприятия. Это могут быть слабовыраженные нарушения слуха при восприятии шепота или значительно выраженные ограничением восприятия разговорной речи, имеющей обычную громкость. Остаточным слухом допускается накопление ограниченного словарного запаса, однако речь у малыша, к сожалению, не будет развиваться, если патология является ранней;

в) слабозрячим или слепым — у которых есть аномалии развития органов зрения, не позволяющие или сильно ограничивающие зрительное восприятие (при наличии сохранности остаточного зрения). При таких аномалиях возникает развитие вторичных отклонений и вызываются трудности усвоения значения конкретного слова.

Помимо перечисленного, эффективную помощь оказывает и детский психолог при коррекции различных нарушений у детей со следующими проблемами:

— СДВГ или синдром дефицита снимания и гиперактивности, при стойком хроническом характере которого у ребенка определяется плохая концентрация внимания, гиперактивность, импульсивность (бесконтрольное поведение), а также могут быть трудности с восприятием информации и будет снижаться интеллект;

— РДА — ранний детский аутизм связан с нарушениями в развитии головного мозга, являясь всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Его характеризуют довольно ограниченные интересы и склонность к повторению действий;

— УО — умственная отсталость или задержка, неполное психическое развитие, проявляющееся нарушением речи, эмоций, воли, моторики и интеллекта в целом. Данная проблема может быть врожденного или приобретенного характера и иметь различия в степени выраженности, то есть это может быть дебильность, идиотия и т.п.;

— ДЦП — детский церебральный паралич — это хронический непрогрессирующий комплекс симптомов двигательных нарушений, развившихся из-за полученных в перинатальном периоде поражений головного мозга.

Добавить комментарий